Методическа копилка: от теории до практики...


Психолого - педагогическая 

классификация нарушений речи

Фонетико - фонематическое нарушение речи

 

 Клинико - педагогическая классификация нарушений речи

ТЕОРИЯ ЛОГОПЕДИИ. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Логопедическое заключение В книге "Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций", С-ПБ.: "Детство- Пресс", 2000 г. рекомендуется следующее: 



ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 



Обследование дошкольников с нормальным интеллектом 


В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций. 




1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи: 



— Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). 

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова). 



* Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). 

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. 



* Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). 

При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи. 



* Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). 

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй. 




2. Клиника-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн). 



Варианты пересечения двух классификаций. 




*Фонетическое нарушение речи (произношения отдельных ФНР) или нарушение звуков (НПОЗ): 

— дислалия, 

— дизартрия или стертая дизартрия, 

— нарушения голоса, 

— ринолалия. 



*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР): 

— дислалия, 

— дизартрия или стертая дизартрия, 

— ринолалия. 

*Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР): 

— выход из моторной (сенсорной) алалии, 

— по типу задержки речевого развития, 

— при ЗПР, 

— невыясненного патогенеза. 



*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР): 

— моторная алалия, 

— сенсорная алалия, 

— сенсомоторная алалия, 

— дизартрия или стертая дизартрия, 

— по типу задержки речевого развития, 

— при ЗПР, 

— невыясненного патогенеза. 




*Нарушение темпа и ритма речи: 

— заикание, 

— тахилалия, 

— брадилалия, 

— спотыкание (полтерн). 

Примерные формулировки логопедического заключения 


* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия. 

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия. 

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия. 

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание. 

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия. 

* Общее недоразвитие речи. Детская афазия. 

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия. 

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия. 

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание. 

* Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии. 

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия. 

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия. 

* Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия. 

* Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия. 

Обследование дошкольников с умственной отсталостью 


Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте». 

В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет). 



1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости 

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи. (СНОСКА: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.) 



2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости 

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа). 



3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости 

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

 Аграмматизмы: структурный, (Под структурным аграмматизмом понимается нарушение количества и динамической линейной последовательности слов в предложении, нарушение порядка слов) морфолгический (На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула - «нахлестнула», козлята - «козленки»), изменении падежных окончаний («много деревов»), нарушении предложно-падежных конструкций (над столом – «на столом»), изменении падежа местоимений (около него – «около ним»), числа существительных («дети бежит»), нарушении согласования слов, нарушении синтаксического оформления речи, трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий